28 января стартовал новый сезон Континентальной лиги — главного в СНГ турнира по League of Legends. В преддверии этого грандиозного события мы встретились с менеджером по киберспорту из компании Riot Games — Владимиром Торцовым. Какие сюрпризы и нововведения ожидают всех нас в ближайшем будущем? Как попасть в Riot Games? Кто такие М19 и чего от них ждать?
На эти и многие другие вопросы Владимир нам с удовольствием ответил.
О турнирах
— Начнем с самого интересного. Какие изменения ждут в новом сезоне League of Legends как киберспортивную дисциплину?
Владимир Торцов: Начну с небольшой предыстории. Континентальную лигу мы запустили в 2016 году, и прошлый сезон был дебютным. Решив организовать собственный чемпионат, мы сразу распланировали стратегию развития на несколько лет вперед. И если первый сезон во многом был пробным (хотя по результативности команд он превзошел некоторые наши ожидания), то сейчас мы постепенно входим именно в ту колею, которую изначально для этого чемпионата задумали.
Ну а главное изменение в новом сезоне — переезд команд и матчей в офлайн. В первую очередь это означает, что у нас появится больше возможностей для контроля, мы сможем внимательнее следить за профессиональными игроками, сильнее контролировать ход матча. Для зрителей это будет значить, что трансляции станут интереснее, потому что поклонники наконец-то смогут увидеть своих кумиров в студии. Раньше, когда Лига проходила в онлайне, нас порой преследовали технические неполадки.
— Вроде «забыл обновить клиент»?
Владимир Торцов: Да. «Забыл обновить клиент», «вышел покурить», «не оплатил интернет» — все что угодно. Большое преимущество переезда в офлайн — равные условия для всех игроков: у них одинаковый интернет, одинаковое железо, нет никаких сомнений в том, что играют те люди, которые и должны играть, ведь они присутствуют лично, судьи контролируют каждое их действие. Сплошные плюсы! Ну и конечно, все команды приезжают в Москву, где будут вместе жить и вместе тренироваться в игровых домах. Для подготовки команд к сезону и к успешному выступлению на международных турнирах это будет большим подспорьем.
VIDEO
— А что насчет финансовой поддержки турнира?
Владимир Торцов: Мы еще в прошлом году во время становления Континентальной лиги наметили несколько видов поддержки для команд и игроков. Мы не только гарантируем минимальную компенсацию профессиональным игрокам, но и выделяем стипендию для аренды игровых домов, часть денег направляем организациям напрямую, в качестве поддержки за участие в Континентальной лиге.
Все эти выплаты в новом сезоне не только сохранятся, но и будут расширены. Особенно это касается стипендий на аренду, ведь мы понимаем, что в прошлом сезоне, в связи с тем, что Лига была в онлайне, тренировочные базы были опциональны, но не обязательны. Однако сейчас важность игровых домов возросла, они стали необходимы. А с учетом цен на аренду в Москве мы, конечно, должны проиндексировать этот пункт.
— Я понимаю, что мы говорим про Континентальную лигу, но ведь в этом сезоне еще и Лига претендентов получила финансовую поддержку и призовой фонд?
Владимир Торцов: Ну, по сути, призовой фонд — главный финансовый стимулятор для участников. Впрочем, не единственный. Лучшие команды из Лиги претендентов могут рассчитывать на попадание в Континентальную лигу, где их ждет уже расширенный перечень благ, в том числе и материальных. Поэтому я бы сказал, что в Лиге претендентов мы просто увеличиваем ставки и мотивацию для команд. Важно не только выиграть свою Лигу, чтобы пробиться в Турнире продвижения наверх, но и получить призовые деньги. Я думаю, что конкуренция за счет этого должна обостриться.
— Помимо того, что произошли организационные изменения, постоянно меняются составы команд и обновляется тренерский состав. А что с аналитиками и комментаторами? Например, Ник Coldstar объявил о своем уходе. Ждут ли нас еще какие-то сюрпризы?
Владимир Торцов: Не хочется раньше времени объявлять о каких-то изменениях. Мы обязательно расскажем перед началом сезона, кто пополнил нашу команду. Действительно, Ник Coldstar ушел из состава комментаторов, чтобы начать карьеру профессионального игрока. Остается только пожелать ему удачи и понадеяться, что мы увидим его в каких-нибудь профессиональных командах в обозримом будущем.
А так да, безусловно, у нас есть курс на то, чтобы усиливать нашу команду аналитиков и комментаторов. Идет довольно много турниров, которые мы очень хотели бы освещать. Профессиональные игры других регионов: европейский LCS и LCK из Кореи, много интересных Лиг, на которые есть большой спрос у болельщиков нашего региона. К сожалению, мы не всегда можем эффективно осветить их из-за конфликтов расписания или недостатка нужных людей. Поэтому мы ищем новые таланты. Olsior и ATR всегда готовы отсматривать новые кандидатуры, слушать фрагменты тестовых комментариев, которые им присылают. Мы всегда находимся в поиске.
— Как и в прошлом сезоне, все матчи Континентальной лиги будут идти на Twitch?
Владимир Торцов: Да. И еще во «ВКонтакте» в нашем сообществе их тоже можно будет смотреть.
Спорт и киберспорт
— Ни для кого не секрет, что в прошлом году киберспорт официально признали видом спорта в России. Насколько это важно для League of Legends как для киберспортивной дисциплины?
Владимир Торцов: Сложно переоценить важность этого шага. В прошлом году мы заметили, что интерес к киберспорту в нашем регионе только растет. Появились многочисленные эфиры на телевидении — общественность хочет разобраться, в чем суть этого феномена. Можно отметить прирост финансовых партнеров и спонсоров, которые теперь больше интересуются новой инновационной и перспективной для них отраслью.
Есть много положительных для нашей работы факторов. Но влияние на профессиональную Лигу пока не очень велико. Наши планы по развитию Лиги не были привязаны к тому, будет киберспорт признан официально или нет. Мы все равно запланировали запуск, независимо от наличия или отсутствия этого официального статуса. Но мы надеемся, что теперь нам будет проще развивать любительские соревнования, студенческие лиги и лиги юниоров. Сам факт того, что на государственном уровне киберспорт признали полезным занятием и спортивной деятельностью, облегчает нам работу с вузами и колледжами. Теперь в государственных или учебных учреждениях нам будет несколько проще объяснять, кто мы такие и на основании чего действуем, а также почему хотим все это дело проводить.
На профессиональном уровне, повторюсь, это не столь заметно, но мы очень надеемся, что будут прорывы с визовой политикой и с присвоением кибератлетам профессионального статуса с точки зрения трудового законодательства.
— Вы начали говорить про «лигу юниоров». Что вы имели в виду?
Владимир Торцов: Это наше внутреннее название. Так мы называем все младшие Лиги, направленные на то, чтобы представители молодого поколения, те, кто еще не может участвовать в Континентальной лиге (с 17 лет) и даже Лиге претендентов (с 16 лет), могли участвовать в своих турнирах. Например, в Битве университетов нет ограничения по возрасту. Единственное условие — принадлежность к какому-либо вузу. По сути, старшеклассники или учащиеся лицеев и колледжей тоже могут участвовать в специализированных турнирах, но мы пока не слишком продвинулись в этом направлении. Пока для них есть только любительские соревнования общего профиля с открытыми квалификациями, но это, безусловно, интересное и перспективное направление для нас.
— Если говорить о запуске Университетских гильдий и Битвы университетов, насколько удачным был этот проект? О каких результатах уже сейчас можно говорить?
Владимир Торцов: Здесь стоит отметить, что Студенческие гильдии — очень большой проект, и киберспортивная составляющая лишь его часть. Тем не менее как человек, отвечающий за киберспорт, могу сказать, что влияние Битв университетов даже на профессиональную Лигу сильно. Дело в том, что команды, получающие подобный опыт, впоследствии могут найти себе место на профессиональной сцене. Есть примеры игроков, кои впервые заявили о себе на студенческих соревнованиях, а потом их приметили профессиональные клубы. Таким образом они получили путевку на большую сцену.
При этом второй момент заключается в том, что не все студенческие команды играют на достаточно высоком уровне, не все готовы соревноваться с составами LCL. Тем не менее я считаю этот турнир очень важным, потому что он позволяет осуществить «тест-драйв» киберспорта, понять, насколько эта тема интересна. В Битве университетов каждый находится на своеобразном рубеже принятия решений: «посвятить себя этому в дальнейшем или нет» .
И это замечательно. Участие в студенческих турнирах не требует стопроцентной занятости, как профессиональные соревнования. Хочется верить, что этот проект не заглохнет и будет развиваться.
Как попасть в Riot?
— Вспомнилась немного утрированная история о том, как Мария Комарова, первая девушка в СНГ, получившая более или менее значимый кубок, попала с Битвы университетов прямиком на работу в Riot. Это совпадение или протоптанная дорожка?
Владимир Торцов: *смеется * Я бы не сказал, что существует прямая связь между киберспортивными достижениями и возможностью поступить в Riot Games. Если говорить о Марии, то у нее были задатки киберспортивного журналиста еще до участия в Битве университетов. Она давно вращалась в этой среде, и так получилось, что ее навыки и таланты совпали с нашими потребностями. В итоге нам удалось очень плодотворно сотрудничать.
Поэтому не хочется давать лишние надежды тем, кто хочет попасть к нам и расценивает киберспортивные мероприятия как трамплин для попадания в Riot, но, безусловно, хорошее знание сцены, в том числе и изнутри, это скорее плюс, чем минус.
— Хорошо, а если чемпионство — не стопроцентный вариант, то как к вам попасть? Я уверена, что многих наших читателей интересует этот вопрос.
Владимир Торцов: Самый прямой и очевидный путь — следить за страницей вакансий на нашем сайте. Насколько я знаю, киберспортивный отдел всегда ищет людей. Критерии отбора достаточно высокие, мы ищем в основном уже сложившихся специалистов и в меньшей степени тех, кто только делает свои первые шаги в игровой индустрии. Но это не означает, что нет шансов у супермотивированного, суперталантливого и подходящего нам по духу сотрудника.
В любом случае стоит следовать за мечтой и смело откликаться на вакансию. Всем желающим могу дать один совет: начните работать в сообществе League of Legends еще до того, как стать членом команды Riot. Это означает, что тот, кто хорошо известен командам и игрокам (возможно, тренер, или менеджер, или даже волонтер на наших мероприятиях), тот, кто активно участвует в событиях, разбирается в теме киберспорта, имеет больше шансов присоединиться к нашей команде.
О командах
— От глобальных вопросов к более узким. Что вы думаете по поводу ситуации с ANX и М19? Как получилось, что самая успешная команда СНГ опять поменяла свое название и даже немного состав, шокировав всех фанатов?
Владимир Торцов: На самом деле мы не удивились, мы привыкли, что состав, который появился в свое время как Hard Random, очень любит менять названия. Это уже третье их название на профессиональной сцене, после HR и Albus Nox Luna. С точки зрения Лиги ничего экстраординарного не произошло, по сути, у команды просто появилась новая организация, которая взяла их под свое крыло. Конечно же, они стали называться по-новому, у них появился новый логотип, произошли небольшие перемены в составе. Хотя я сомневаюсь, что эти два события четко связаны между собой...
Очень сложно предугадать, повлияет ли смена организации на качество выступлений команды. Безусловно, после очень успешного сезона, где они дважды становились чемпионами СНГ, а потом феноменально показывали себя на чемпионате мира, превзошли все ожидания и вошли в восьмерку лучших команд мира, на ребят возложены большие надежды. Сейчас от М19 все будут ждать побед. Хотя, на мой взгляд, конкуренция в LCL в этом сезоне будет достаточно сильная, потому что составы команд поменялись с лета: появились новые потенциальные лидеры, да и нет больше в Лиге команд, которые однозначно можно было бы записать в аутсайдеры. Они все способны оказать существенное сопротивление даже М19. Конечно, поживем — увидим. Но уже сейчас такие перемены в Лиге радуют и обостряют интригу.
Я знаю, что делать прогнозы — дело неблагодарное, но состав М19 все еще кажется очень сильным. Нам остается только посмотреть, как отразится на команде замена стрелка. Прошлый коллектив был хорошо сыгранным, потому что уже давно устоялся, а новый человек — это всегда риск с точки зрения синергии и взаимодействия. Но Likkrit и Vincent Vega уже играли вместе в Virtus.pro, так что, я думаю, стадия психологической притирки у них пройдет быстро. Тем не менее любая перемена в составе — это стресс, и влияние может быть как положительным, так и резко отрицательным. Уже через неделю, 28 января, состоится первый матч с участием М19, да и вообще первые матчи Континентальной лиги в этом сезоне. Я думаю, что мы сразу увидим, как тренировки и подготовка команд сказались на их выступлении.
— Раз уж мы заговорили о командах, хочется затронуть тему легионеров. Регион СНГ уже давно выкупает зарубежных игроков, да и наши кадры иногда перетекают за рубеж. Например, Алексей Sharkz, бывший тренер Vega Squadron, недавно уехал тренировать G2. Скажите, какие прогнозы есть по этому поводу? Насколько плотно мы продолжим интегрироваться с другими регионами?
Владимир Торцов: Это интересный вопрос, потому что тема легионеров двусторонняя. С одной стороны, есть легионеры, которых активно привлекают для участия в Континентальной лиге наши команды: у нас есть игроки из Восточной Европы, игроки из скандинавских стран. Есть разные мнения по поводу того, насколько иностранные игроки влияют на расклад сил. Одни считают, что они усиливают команды, привнося новые тактики и стратегии, а также обучая своих союзников. Другие же полагают, что легионеры только вредят командам, где не все владеют английским языком. В случае, когда языковой барьер вредит коммуникации, это может стать испытанием. Замедляется скорость принятия решений и отчасти теряется координация. Это, безусловно, палка о двух концах.
Если говорить про обратную ситуацию, когда команды из других регионов заинтересованы в наших игроках и приглашают их к себе, то это тоже очень интересный процесс. За всю историю всего нескольким профессиональным игрокам из СНГ удалось реализовать себя за границей. Наверняка чем дальше, тем больший интерес будет проявляться к нашей сцене. Особенно после выступления ANX на чемпионате мира. Многие эксперты пророчили всем пятерым скорый переход в иностранные команды. Но мы видим, что этого не произошло. Приятно, что умелые игроки остаются в нашей Лиге. Было бы досадно потерять самых сильных игроков региона сразу после первого удачного выступления.
Наша задача — сделать все для того, чтобы местная Лига считалась престижной, а не Лигой «третьего мира». Тогда киберспортсмены сами будут стремиться участвовать в ней. Хороший пример — поляк niQ: он уже зарекомендовал себя игрой за команду Gambit, а теперь перешел в Na’Vi.